Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня мы совершаем
праздник, который называется Торжество Православия. Конечно, он
установлен в память о том, как Православие восторжествовало в 843 году
над очередной ересью. Тогда оно восторжествовало не в первый раз, будучи
уже перед этим побеждено ересью, но побеждено, разумеется, не до
конца; и не в последней, потому что и после этого Православие
неоднократно побеждалось ересью, но потом восстанавливалось. И вот, в
наше время, можно сказать, Православие опять побеждено ересью
экуменизма. Потому что Истинно-Православные Церкви, которые не
принимают ереси экуменизма, это ничтожное меньшинство во всем мире; я
не говорю о нашей Российской Церкви, которая еще меньше этого
меньшинства, потому что она только его часть; но если взять все в
совокупности Истинно-Православные Церкви, сколько их есть в Греции,
Румынии, Сербии, в странах Западной Европы и в Америке Северной и
Южной, то все равно получится очень мало в сравнении с теми, кто
исповедует ересь экуменизма и ни в чем этом разбираться не хочет. Но
если взять всех вместе тех, кто хотя бы на словах называет себя
православным, то по сравнению с количеством мусульман и буддистов во
всем мире, их все равно получится очень мало, даже в сравнении с числом
католиков. Поэтому не надо нам смущаться малостью. Православие никогда
не состояло в том, чтобы православных было много, и в Евангелии тоже об
этом сказано совершенно противоположное, кто помнит. Поэтому надо
держаться не той церкви, в которой больше народа, а в той, в которой
хранится православная вера. И сегодняшний день нам особенно об этом
напоминает. Но почему мы дошли до жизни такой? Почему опять
поражено было Православие и находится в таком жалком состоянии, в каком
оно оказалось в ХХ веке и продолжает быть сейчас, хотя появляются и
признаки возрождения? Потому что праздник Торжества Православия
совершали, название это сохранялось, но сам чин Синодика, который мы
сегодня читали, в XVIII веке в России повсеместно был выведен из
употребления указами Екатерины II. Но даже если бы он и не был выведен,
все равно толку никакого бы не было, потому что он был уже совершенно
закрытым текстом: никто не понимал того, что в нем говорится; никто не
хотел изучать святых отцов. Более того, мы помним, что праздник
Торжества Православия был введен в честь победы над ересью
иконоборчества, а между тем, особенно в России в XIX веке, совершение
этого праздника выглядело, я бы сказал, горько. Потому что тогда
думали, что иконоборчество — это когда уничтожают святые иконы, а в
России иконы никто не уничтожал, поэтому и иконоборчества не было. Но
это совершенно не так. Как раз во время второго иконоборчества, победу
над которым мы сегодня, собственно говоря, и празднуем (потому что
победа над первым иконоборчеством была раньше, на VII Вселенском
Соборе), иконы тоже не ломали и не выбрасывали; во многих храмах они
оставались, а во многих других храмах им даже продолжали поклоняться
те, кто этого хотел, это не возбранялось, требовалось только одно —
быть в общении с иконоборческим Константинопольским патриархом. А
иконоборчество заключалось не в том, чтобы ломать и выбрасывать иконы, а
в том, чтобы учить об иконах не согласно с православной верой, будто бы
это просто картинки, которые могут быть вредны, а могут быть и полезны
— например, для того, чтобы служить Библией в картинках; но в том и в
другом случаях они не являются носителями божества, в них реально не
присутствуют те, кто изображен на них. И вот такое понимание иконы
является еретическим, и мы его сегодня предали анафеме. Но если взять
любой учебник православных духовных академий XIX века, то именно такое
учение мы там и найдем, потому что понимание иконы там будет списано с
католических учебников, а у католиков давно утвердилось именно такое
понимание икон, начиная еще с VIII века. Поэтому о каком же Торжестве
Православия можно было говорить, если забыли даже, что значит
Православие, только слово "Православие" помнили и еще какие-то
православные слова произносили, можно сказать, как попугаи. Поэтому
неудивительно, что практически весь православный народ пошел за
безбожниками и устроил революцию и ту огромную социальную катастрофу, в
которую была ввергнута и Церковь. Но для Церкви, может быть, это была
как раз не катастрофа, а такие обстоятельства, в которых она
очистилась. От нее осталось, может быть, очень мало, если смотреть на
внешность, она лопнула, как мыльный пузырь; но то небольшое число
реально бывшей жидкости, оставшейся после лопнувшего пузыря, это
все-таки действительно Православие. Пусть его мало, но мы знаем, что
"мал квас квасит все тесто", и что православных вообще очень мало. Поэтому
будем понимать, в какое время мы живем, — когда существуют уже
столетиями устоявшиеся традиции подразумевать под словом "православие"
все, что угодно, кроме самого Православия. Будем стараться от этих
традиций держаться как можно дальше и как можно ближе к другим
традициям — к настоящим святоотеческим преданиям. Будем стараться по
возможности (я думаю, для молодых людей это совершенно реально)
настолько понимать православное богословие и знать историю Церкви,
чтобы все то, о чем мы сегодня читали в Синодике, для нас было ясно и
прозрачно. Я уверяю вас, что там ничего страшного и сложного нет. Для
человека молодого, который все обучается всяким наукам и формирует свое
мировоззрение, это все должно быть просто естественным — обычные такие
определяющие мировоззрение вещи: что идеи Платона это плохо, что в
Боге различаются сущность и энергия, что и то, и другое является
божеством (а не как постановил дореволюционный Русский Синод, точно
подпав под одну из сегодняшних анафем, что сущность Божия это божество,
а энергия это уже не божество); все это просто с детства надо пытаться
изучать и через это понимать православную веру. И вот, то, что сейчас
мы прослушали, — это слова, составленные святыми отцами, и мы
постепенно к ним привыкаем, и постепенно они входят вглубь, особенно
если мы хотим пойти навстречу им своим внутренним пониманием. Будем же
стараться это делать. Будем стараться узнавать о православной вере то,
что мы можем. Поэтому будем держаться истины Православия; будем
понимать, что кроме Православной Церкви, никакой другой церкви нет, а
есть просто более или менее, может быть, симпатичные нам
по-человечески, но абсолютно не спасительные собрания людей и какие-то
организации; и будем стараться, если мы нашли Истинную Церковь, в ней
пребывать и не отпадать не только внешне, но и внутренне. Под
внутреннем отпадением тут подразумевается отпадение духовное, когда мы,
вроде бы, и ходим в Церковь, а на самом деле предаемся всяким мирским
интересам, не молимся, и весь наш ум находится не в Боге, а в
телевизоре или еще в чем-то подобном. Поэтому будем стараться оказаться
достойными сегодняшнего праздника, чтобы Торжество Православия,
которое мы совершаем раз в году, мы совершали и дальше, но не только
внешне раз в году, но и потом постоянно в Царствии Небесном. Аминь.
|