Ныне попирается Евангелие и отвергается Истина, и молчанием предаётся Бог - страха ради архиерейска...
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
В 2005 году Элладская Церковь пережила серьёзный
кризис: разоблачения в отношении некоторых архиереев и скандалы, в
которых они были замешаны, затронули не только её саму, но имели
пагубные последствия и для древнейшей, первой по
старшинству, Иерусалимской Церкви. Всё это пошатнуло доверие верующих к
духовным лицам и наполнило ядовитыми стрелами колчаны врагов Церкви.
К
сожалению, священноначалие было не в силах противостоять кризису,
поскольку полностью дискредитировало себя. Большинство же архипастырей
пребывали в страхе и нерешительности, не дерзая предпринять какие-либо
шаги по преодолению кризисной ситуации. Один серьёзный и рассудительный
владыка объяснял своё бездействие (равно как и других иерархов) боязнью
различных нападок со стороны тех, кто привёл Церковь к такому плачевному
состоянию.
Что же касается приходского духовенства, состоящего в
основном из женатых клириков, то оно, глубоко обеспокоенное уничижением
священного сана недостойными пастырями, не смело высказывать своего
мнения о сложившемся положении страха ради архиерейска. Малодушные
служители Христовы оправдывали свою безучастность послушанием епископам.
Однако
в данной ситуации довод этот был совершенно неуместен и даже
неприемлем, поскольку сковывал всякое желание противиться злу и
предательски усыплял совесть. Ведь в то время когда попирается Евангелие
и отвергается истина, безмолвствию и бездействию нет оправдания, ибо,
воистину, молчанием предаётся Бог. Поэтому Писание и говорит о том, что
есть «время молчать, и время говорить» (Еккл. 3, 7).
И судя по
сложившемуся в то время (2005 год) положению, тогда настал именно тот
час, когда следовало не молчать, но говорить. Посему мы и стали
выступать, анализировать, предлагать выход из кризиса.
Подобное
дерзновение имело вполне предсказуемые последствия: архиепископ
Христодул подверг нас прещению, запретив в служении *. Тем самым было
совершено неканоничное деяние, поскольку подобные действия в отношении
клирика, находящегося в юрисдикции другой Церкви (в данном
случае Константинопольской), не входили в сферу церковной компетенции
предстоятеля Элладской Церкви **, и посему мы никоим образом не могли
подлежать его суду. Безусловно, владыка делал это не без молчаливого
согласия самого Вселенского патриарха, которому также не по душе
православное слово, согласное с Преданием...
Сложно оправдать то,
что не имеет никакого оправдания. Посему и тот факт, что те лица,
которые погрузили Церковь в пучину скандалов, до сих пор не наказаны,
вызывает праведное возмущение и, отчасти, недоумение. Ведь и по сей день
к ответу не призваны виновные, явившиеся прямым источником соблазна или
же в силу своего безмолвствования и бездействия сопричастные скандалам,
— а это, главным образом, само священноначалие.
Зато с лёгкостью
были наказаны те, кто, указывая на ужасающее положение дел в
Церкви, призывал к пробуждению, к тому, чтобы виновные в скандалах или
замешанные в них взяли на себя ответственность за происходящее. Но,
милостью Божией и благодаря горячей поддержке многих наших братьев во
Христе, ближних и дальних, мы выстояли и не изменили своим позициям.
Малым
плодом сей неустанной борьбы за чистоту Православия явилась эта
небольшая брошюра, освещающая тонкую и болезненную для многих
тему подлинного послушания — того послушания, о котором учат святые
отцы, но которое, к сожалению, до сих пор у нас пренебрегаемо и
малоизвестно. А если предать полному забвению учение об истинном
послушании, то восторжествуют лжеучители и лжепастыри, которые поведут
паству неверным путём, увлекая её за собой в пропасть вечной погибели.
Июнь 2006 Протоиерей Феодор Зисис